В помощь педагогам

Правила педагогических работников

Правила педагогических работников¹

   Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.

   В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами!

   1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.

   2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.

   3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.

   4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.

   5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.

   6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.

   7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.

   8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.

   9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.

   10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

 

 

_____________________________

¹См.: приказ Министерства образования Республики Беларусь от 10.06.2022 №401.

 

 

свернуть

Перспективное календарно-тематическое планирование образовательного процесса в старшей группе (темы недель, конспекты игр и упражнений) на учебный год

 ТЕМЫ И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕДЕЛЬ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (5-6 лет)

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1.Детский сад - ребятам рад!

(встреча после летнего отдыха, профессии, безопасность, история игрушек, этикет)

1.Осенний калейдоскоп (осень как пора года, проявления неживой природы - туман, моросящие дожди, пасмурно, холодает, короче дни, осень в искусстве, труд людей осенью, одежда осенью, поделки из природного материала)

1.Соседи по планете (Беларусь на карте мира, страны, народы и их культура, нормы поведения, миролюбие, толерантность)

2.  В гости к книге (библиотека, библиотекарь, правила обращения с книгой, жанры литературы, составление собственных книг, история книги, дизайн обложек книг, правила поведения в библиотеке, бел.деятели- Е.Полоцкая, Ф.Скорина)

2. Щедрая ярмарка (белорусские народные промыслы, приобретение товара, свойства материалов, сбор урожая, культура поведения при совершении покупок)

2. Что нам стоит дом построить? (дома народов разных стран, профессии, орудия труда, безопасность, свойства и качества материалов, архитектура, дома сказочных героев, история дома человека, строительная техника, транспорт)

3.Я, ты, он, она - вместе целая страна!

(государственные праздники Беларуси, государственные символы; люди, прославившие Беларусь; качества белорусов, культура поведения в общественных местах, областные города Беларуси и их достопримечательности)

3. Моя дружная семья (родословная,безопасность в доме, с домашними животными, с незнакомыми людьми, профессии родителей,Ф.И.О, адрес, помощь родственникам, семейные праздники, традиции, этикет, уважение к матери, которая даёт миру новую жизнь, домашнее хозяйство, деньги, бюджет, цена, расходы, обмен)

3. Секреты здоровья

(распорядок дня, продукты полезные для здоровья, культурно-гигиенические навыки, закаливающие процедуры, эмоциональное состояние, безопасность при занятиях спортом)

4. Где живут Фиксики? (электроприборы, правила безопасности, история вещей, профессии людей, которые создают электроприборы или используют их в процессе труда)

4. Тайны осеннего леса

(классы животных, животные и растения леса, правила поведения в лесу, дары леса, изменения в мире животных и растений осенью, леса на карте, что производят из древесины, профессии людей связанные с лесным хозяйством)

4.Такая разная еда, что откуда и куда? (продукты питания, польза и вред, культура приема пищи, профессии людей, орудия труда, безопасность на кухне,блюда национальной кухни, история посуды, бытовой техники, предприятия производства бытовой техники)

Декабрь

Январь

Февраль

1.    Увлекательное путешествие в холодные страны на Северный полюс (Арктика)

(климат, обитатели, приспособленность к холоду, традиции народов севера, профессии, месторасположение на глобусе)

1.Где живет музыка?

(профессии музыкантов, музыкальные инструменты, концертные залы Беларуси, танцы и музыка народов мира, драматизация произведений)

1.Удивительный мир жарких стран

(растения разных климатических зон, отличительные особенности, приспособленность к жаркому климату,традиции народов жарких стран) 

2. Мастерская Деда Мороза (подарки, средства связи, дизайн помещений, украшение улицы и др.)

2.Зимний вернисаж

(сезонные изменения, зимующие птицы, зима в работах художников, поэтов, правила безопасности зимой, явления природы, снежные постройки)

2. Беларусь - спортивная страна!

(виды спорта, олимпиада, спортсмены, прославившие Беларусь)

 

3. Волшебный мир искусства: живопись и скульптура

(музеи, выставки, умение самостоятельно и выразительно вести свою роль в спектакле, народное искусство, жанры живописи)

3. Отправляемся в путешествие (карты, маршруты, транспорт, профессии, история транспорта, безопасность в пути, страны)

3. Дзе жывуць беларускія словы?

(составление авторских сказок, культура толерантности, описание настроения фольклорных произведений,

жанры, произведения местных авторов)

4. Новый год у ворот!

(как встречают Новый год и Рождество в разных странах, украшение групп, изготовление украшений)

 

 

4.Наши лучшие друзья из живого уголка (уход за животными и растениями, наблюдения за ростом растений, правила поведения и обращения с животными и растениями)

4. Кто защищает Родину?

(профессии военных, военная техника, патриотические произведения)

 

Март

Апрель

Май

1.К нам весна шагает теплыми шагами

(перелётные птицы, сезонные изменения, произведения изобразительного искусства о весне)

1.    Где живут новости? (журналы, ТВ, газеты, СМИ, сочинение рассказов, профессии СМИ, история вещей)

1. Это сделано в Беларуси (промышленность Беларуси, профессии людей, орудия труда, история вещей, личностные качества человека-труженика, предприятия Беларуси, государственный праздник 1 мая, декоративно-прикладное искусство Беларуси (изделия из льна, глины)

2.Мамочка любимая, милая, родная

(семья, семейные традиции, совместный отдых, чуткость)

2. Цирк зажигает огни

(профессии, орудия труда, виды цирка, арена, звери, шатер, публика, реклама)

2. Вот мой дом, я здесь живу, вам про это расскажу!

(малая родина, государственный праздник - день Победы, расположение на карте)

3.Бизнес Крокодила Гены

(экономия, семейный бюджет, доходы и расходы, ”труд-продукт-деньги”,цена,банк, профессии, реклама, ресурсы)

3. Лунтик в гостях у ребят

(фазы Луны, созвездия, создание мини-модели звездного неба)

3. Цветочная палитра

(клумбы, букеты, жизнь растений, уход за растениями)

 

4.Театр открывает занавес

(драматизация, создание творческого продукта, профессии театра, дизайн афиш, правила поведения в театре)

4. Берегоша в гостях у ребят (бережливость: вода, тепло, энергия, ресурсы возобновляемые и невозобновляемые)

4. Школа, школа, мы готовы!

(школьные принадлежности, школьное расписание (уроки,перемена), профессии)

Июнь

Июль

Август

1.    Дружат дети всей планеты

(материки, страны, особенности внешнего вида людей определенных рас)

1.Родной свой край люби и знай!

(народные промыслы, компоненты национального костюма, фольклор, достопримечательности)

1.От зернышка - до каравая!

(стадии развития растений, результат труда, способы использования растений, орудия труда, сельскохозяйственная техника)

2.Лето шагает по планете

(сезонные изменения, признаки,закаливание, игры, безопасность)

 

2. По страницам Красной книги

(животные и растения красной книги, природные символы Беларуси)

2. Удивительная лаборатория (свойства и качества материалов, взаимодействие с предметами, исследование объектов и предметов)

3. Во что играют дети?

(детская субкультура- лего, подвижные игры, бонстики, летние забавы, самостоятельная организация игр детьми)

3.Необычное путешествие в подводный мир

(водоемы, рыбы, насекомые, растения,безопасное поведение,загрязнение окружающей среды)

3.Как рубашка в поле выросла (лен, ткачество, одежда, дизайн одежды, белорусский национальный костюм, легенды)

4. Во саду ли, в огороде?

(ягоды,овощи, фрукты, деревья,кустарники, сообщество:сад, огород, труд взрослых)

4. Мы на луг ходили (жизненные формы насекомых, бережное отношение к окружающему миру)

4.До свидания, детский сад!

(общение со сверстниками, игры, игрушки, профессии взрослых, распорядок дня в детском саду, детские увлечения)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ:

 

  1. В гостях у любимых героев (сказки, мультфильмы)
  2. Хранители времени (часы, фотографии, календари, ленты времени)
свернуть

Рекомендации для воспитателя дошкольного образования по подготовке и проведению занятия

 
Подготовка к занятиям состоит из трёх этапов:
- планирование занятий;
- подготовка оборудования;
- подготовка детей к занятию.
При подготовке к занятию необходимо следовать следующему алгоритму действий:
  • определить программные задачи, форму проведения занятия;
  • составить план – конспект, который включает в себя программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные), оборудование (демонстрационный и раздаточный материал), предварительную работу с детьми (если необходимо), ход занятия; методические приёмы.
  • наметить методы и приёмы,
  • детально продумать ход занятия.
В качестве источников при планировании допускается использование изданий, официально утвержденных либо допущенных Министерством образования Республики Беларусь.  
ВАЖНО! Не механически переписывать информацию из источника, а применять творчески, преломляя программный материал с учётом особенностей детей.
Подготовка оборудования:
Накануне занятия (желательно с вечера предыдущего дня) отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического и раздаточного материала и т.д.
К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заблаговременно)
Подготовка детей к занятиям
Создать интерес к предстоящей работе
Предупредить детей о начале занятия минут за 10, чтобы они успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организовать работу дежурных по подготовке к занятию
Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом виртуальной экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.
Тщательная подготовка к занятию придает педагогу уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.
Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации образовательного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.
Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.
Важно, чтобы педагог во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей предпосылки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.
В ходе занятия педагог предлагает новый материал в строгой логической последовательности. Но любое изучение материала (особенно нового) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.
В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.
В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.
Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.
При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы.
Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.
Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин).  Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.
В каждой возрастной группе количество занятий и их продолжительность регламентируется учебным планом, учебной программой дошкольного образования, санитарными нормами и правилами.   
Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения, их место в образовательном процессе.
В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. 
Форма организации детей на занятия может быть различной: дети сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.
Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.
Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.
Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.
В группах детей дошкольного возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.
Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.
В конце занятия с детьми дошкольного возраста формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.
Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.
свернуть

Памятка по планированию нерегламентированной деятельности

Памятка составлена по материалам повышения квалификации

ГУО "Минский областной институт развития образования"

 

ОБЩЕНИЕ

  • Разыгывание коммуникативных этюдов;
  • Игровые упражнения, направленные на развитие вербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимы);
  • Коммуникативные ситуации;
  • Ситуации активизирующего общения (с детьми 2 – 4 лет);
  • Беседы с детьми:

Ср. гр. – на темы ближайшего окружения;

Ст. гр – познавательные, морально – этические;

Беседы о прочитанном произведении, героях мультфильмов и т.д.

  • Обсуждение содержания альбомов, иллюстраций, картинок, открыток на разнообразную тематику;
  • Обсуждение проблемных ситуаций;
  • Упражнения вербального и невербального общения;
  • Рассказы из опыта;

***Задачи на формирование коммуникативных умений, норм и правил поведения исходя из темы недели.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Творческие игры:

  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Режиссёрские игры;
  • Игры – драмматизации;
  • Строительные игры;

Игры с правилами:

  • Шашки, шахматы;
  • Лото, домино, Подвижные игры малой подвижности;
  • Народные игры;
  • Игры – забавы;
  • Компьютерные игры;

Дидактические игры:

  • Сюжетно – дидактические игры;
  • Настольно – печатные;
  • Словесные игры;
  • Развивающие игры;

*** Цели из Учебной программы из раздела «Игровая деятельность».

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Наблюдение реальных предметов и объектов живой и неживой природы;
  • Фиксация результатов наблюдений, ведение индивидуальных дневников наблюдений, календарей;
  • Экскурсии;
  • Перцептивная деятельность (обследование предметов и пространства с помощью различных анализаторов);
  • Простейшее экспериментирование, опыты с окружающими предметами и объектами неживой природы;
  • Квесты в групповом помещении;
  • Создание плана действий, памяток;
  • Измерительная деятельность;
  • Чтение и обсуждение познавательной литературы (детских энциклопедий, справочников);
  • Ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;

Предметная деятельность:

(основной вид деятельности детей раннего возраста)

Показ способов действий с предметами и игрушками;

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Музыкальная деятельность:

  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Слушание музыки;
  • Исполнение песен;
  • Концерты, музыкальные развлечения;
  • Выполнение под музыку музыкально – ритмических движений;
  • Подготовка к праздникам (заучивание стихов);
  • Разучивание песен;

Изобразительная деятельность:

Ознакомление с изобразительным искусством:

  • Рассматривание произведений изобразительного искусства, произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
  • Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства;
  • Рассматривание народных игрушек, скульптур;
  • Рассматривание зданий разной архитектуры;
  • Знакомство с разновидностями дизайна (ландшафтный, дизайн интерьеров помещений, дизайн одежды, игрушек, дизайн упаковки и печатной продукции;
  • Изготовление (совместно с воспитателем) коллажей, декораций, костюмов, атрибутов ( к игре, спектаклю, утренникам, развлечениям);
  • Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование, графические игры;

Художественно – речевая и театрально – игровая деятельность:

  • Восприятие литературных произведений (сказок, рассказов, стихов, малых фольклорных форм);
  • Исполнение произведений художественной литературы (заучивание и чтение стихов, потешек);
  • Детское речевое творчество (сочинение сказок, рассказов, составление рассказов, составление загадок, метафор, рифмовок);
  • Знакомство с разными видами кукольных театров;
  • Драматизация, инсценировка, подготовка спектаклей;

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Самообслуживание;
  • Хозяйственно – бытовой труд;
  • Труд в природе;
  • Ручной труд (дошкольный возраст)

*** Пишем то, что дети не умеют

свернуть

Как определить подвижность в играх

Подвижные игры различаются по степени физической нагрузки, которую получает

каждый играющий.

 

 Различают подвижные игры большой, средней и малой подвижности.

 

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки («Пятнашки», «Мы веселые ребята», «Мыши и кот», «Рыбаки и рыбки», «Бездомный заяц»).

 

Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами («Море волнуется раз…», «Ручеек», «Я садовником родился», «Магазин игрушек», «Пустое место», «Заинька, выходи», «Светофор»).

 

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна («Чего не стало?», «Кто позвал?», «Съедобное - несъедобное», «Где цыпленок»).

 

свернуть

Формы работы с родителями

 

Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Информационно-коммуникационные формы.  Приоритетность их применения  обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Общее родительское собрание учреждения дошкольного образования. Его цель — координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки. Для родителей, вновь принятых детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.

Родительская конференция — одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Групповые консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителейЧасть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его пси­хики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

 «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

 «Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Такая форма работы  даёт родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, по­общаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Клубы по интересам. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы­ставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Деловые и ролевые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Совместные мероприятия с сотрудниками учреждения дошкольного образования. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в  процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, продемонстрировать достижения, отдохнуть, познакомиться.

Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание спонсорской помощи.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Индивидуальные беседы. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Посещение семьи на дому. Основная цель визита – познакомиться с семьёй, ознакомления с особенностями семейного воспитания, условиями жизни ребёнка.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется специалистами учреждения дошкольного образования с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Родительские уголки. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: распорядок дня, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы для родителей.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – продемонстрировать результаты индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.

Папки–передвижки. Папка предоставляется во временное пользование родителям для ознакомления с информацией, после чего с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.

Видеосъёмка.  Предполагает съёмку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим её просмотром совместно с родителями, детьми, педагогами.

Брошюры.  Брошюры помогают родителям узнать об учреждении дошкольного образования.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о том, что организуется в детском саду и др.

Ящик идей и предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Презентация учреждения дошкольного образования. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы учреждения дошкольного образования. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом учреждения дошкольного образования, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Веб-фо́рум — класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум».

Форум — мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем.

Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.

Вебинар (англ. web + seminar) — это виртуальный семинар, организованный посредством интернет-технологий. Он включает в себя

выступление на определенную тему и следующую за ним дискуссию в удаленном режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств (программное обеспечение для проведения вебинаров, а также наушники и микрофон).

Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Чат, чаттер — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями.

Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Skype (МФА: [skaIp]) — бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать

конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, киши отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

-проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

 -возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

— ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

— увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

— стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

— размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

-повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

свернуть

Примерное содержание микрокабинета воспитателя дошкольного образования

  1. Нормативные правовые документы, инструктивно-методические письма, регламентирующие организацию образовательного процесса.

  2. Научно-методическая литература (официально утвержденная либо допущенная в качестве соответствующего вида учебного издания МО Республики Беларусь, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования), художественная литература (для своей возрастной группы)

  3. Картотека на имеющуюся литературу – аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями.

Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями, должна быть рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для своей возрастной группы): конспекты занятий; сценарии праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям; наглядные учебные пособия для педагогов; учебные пособия для воспитанников; рекомендации, памятки; таблицы, рисунки, модели; паспорта комнатных растений; подборки загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок и т.д.; картотеки (дидактических игр, подвижных игр, театральных игр, белорусских народных игр, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, опытов и экспериментов, сюжетно-ролевых игр, интеллектуально-творческих игр, игровых упражнений и т.д.

  2. Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач по всем разделам учебной программы дошкольного образования); тематические плакаты («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Поры года», «Неживая природа», «Растения», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Природные сообщества», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Организм человека», «Транспорт», «Труд взрослых» и др.); цифры и счетный материал; наборы геометрических фигур разного размера и цвета; разрезные картинки и т.д.

  3. Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности (отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства): материалы и оборудование для занятий (по всем видам изобразительной деятельности), трафареты, штампы, лекало, силуэтные изображения предметов и т.д.; образцы работ; рекомендации по ознакомлению с произведениями искусства; конспекты занятий по всем видам изобразительной деятельности; произведения живописи (репродукции картин), книжной графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры малых форм, дизайна; альбомы с рисунками и фотографиями различных построек; материалы для нетрадиционных техник рисования (печатки, губки, ватные тампоны и др.); природный и бросовый материал для изготовления поделок (катушки, жёлуди, каштаны, шишки, мох, засушенные листья и пр.); поделки из природного и бросового материала; бумага разной фактуры; альбомы для раскрашивания, раскраски и др.

  4. Материалы по организации взаимодействия с родителями: тексты консультаций, бесед; разработки деловых игр, совместных развлечений; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров; советы родителям по организации игр, занятий с детьми дома, оборудованию уголков для игры и др.; образцы анкет на различную тематику; итоговые материалы проведенного анкетирования; памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  5. Дидактические игры, пособия и методические материалы по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, развитию речи, формированию элементарных математических представлений у воспитанников, экологическому воспитанию и др.

  6. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).

  7. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

 

свернуть